Форум » » Загадки генерала Ватутина. » Ответить

Загадки генерала Ватутина.

mfdukn: Первая загадка - дата рождения. Все источники указывают один и тот же год: 1901й. Однако, разброс дат вызывает удивление: В Википедии указано 3 декабря, в других источниках - 16 декабря, в третьих - 3 ... октября. Ну, скажем, 3 и 16 декабря - скорее всего одна и та же дата, данная по старому и новому стилям. Но 3 октября? Но не это главное. Во всех статьях отзывы о генерале Ватутине только хвалебные: - В 1926—1929 учился в Военной академии им. М. В. Фрунзе и был аттестован командованием как "энергичный, настойчивый человек, с богатой инициативой, пытливым умом. Все поручения по проведению занятий с группой старшего начсостава и учений с войсками выполняет образцово. На играх и учениях проявил себя как отличный штабной командир" - После двухлетней службы начальником .штаба он был еще раз направлен в Академию им. М.В. Фрунзе на оперативный факультетт, а затем занимался в Академии Генштаба РККА - В 1940 Ватутин был назначен зам. начальника Генштаба.(и тогда на "Соображениях..." от 11 марта 1940го появляется та надпись, сделанная рукой Ватутина) - С 30 июня 1941 Ватутин — начальник штаба Северо-Западного фронта, принимал активное участие в обороне Новгорода, возглавив действовавшую здесь оперативную группу войск. Под его руководством осуществлялись контрудары против немецкого корпуса генерала Манштейна, в результате которых немцы понесли тяжёлые потери на подступах к Ленинграду. - В мае — июле 1942 Ватутин — зам. начальника Генштаба, провёл большую работу в качестве представителя Ставки ВГК на Брянском фронте. - 14 июля 1942 назначен командующим войсками Воронежского фронта. - Во время Сталинградской битвы командовал войсками Юго-Западного фронта. Под командованием Ватутина войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с левым крылом Воронежского фронта в декабре 1942 провели операцию «Малый Сатурн» и нанесли поражение группировке противника на Среднем Дону. Эта операция стала примером организации сильного флангового удара в сочетании с рядом фронтальных. - В марте 1943 В. вновь возглавил Воронежский фронт. Летом 1943 в период сражения на Курской дуге войска фронта отразили мощные удары немцев, а в ходе контрнаступления успешно решили задачу прорыва глубоко эшелонированной обороны. - Под руководством Ватутина войска Воронежского (с октября 1-го Украинского) фронта участвовали в битве за Днепр, освобождении Киева (6 ноября 1943), а также в последующих операциях по изгнанию врага с Правобережной Украины. - Во взаимодействии со 2-м Украинским фронтом войска 1-го Украинского фронта в январе—феврале 1944 окружили крупную группировку противника в районе Корсунь-Шевченковского. "Важнейшие задания, которые возлагались на генерала Ватутина Государственным Комитетом Обороны и Верховным Главнокомандованием при подготовке и проведении крупнейших военных операций, как правило, выполнялись отлично. Он умел решительно сосредоточивать силы и средства на главном направлении, наращивать усилия и внезапно наносить мощные удары во фланг и в тыл вражеским группировкам, искусно применять крупные массы танков для развития наступления в оперативную глубину, организовывать прочное взаимодействие родов войск и видов вооружённых сил, надёжно поддерживать непрерывное и твёрдое управление войсками. Генерал Ватутин по заслугам снискал себе общее признание и всенародную любовь. Его имя - имя выдающегося мастера вождения войск, пламенного патриота Отечества, коммуниста, любимца солдат, навсегда связано с нашими победами под Сталинградом и Курском, при форсировании Днепра и освобождении Киева, на Правобережной Украине", - так оценивал деятельность генерала армии (звание присвоено 13 февраля 1943 года) Маршал Советского Союза А.М. Василевский. Умер генерал Ватутин от ран, полученных в бою с УПА 29 февраля 1944 года во время выезда в войска. Генерал и около десяти человек охраны попали в засаду. В ходе перестрелки Ватутин был ранен и позже умер от большой потери крови. (Звание Героя Советского Союза, однако, былол присвоено Ватутину отнюдь не во время войны, а в 1965м году, т.е. во время правления Л.И.Брежнева.) В общем, икона, да и только. Однако, "меня терзают смутные сомнения". Ну, то, что закончил две с половиной академии - это, конечно, хорошо, но еще не значит, что командир проявит себя в военное время. Посмотрим, чем же проявил себя Ватутин во время войны: 1)"С 30 июня 1941 Ватутин — начальник штаба Северо-Западного фронта, принимал активное участие в обороне Новгорода, возглавив действовавшую здесь оперативную группу войск" - тем не менее, НОвгород немцы взяли. "Под его руководством осуществлялись контрудары против немецкого корпуса генерала Манштейна, в результате которых немцы понесли тяжёлые потери на подступах к Ленинграду" - ну насчет тяжести потерь немцев имеются большие сомнения, статистика первых месяцев войны этого не подтверждает. 2)"В мае — июле 1942 Ватутин — зам. начальника Генштаба, провёл большую работу в качестве представителя Ставки ВГК на Брянском фронте" Кто-то что-то слышал об успехах Брянского фронта в этот период? 3)"14 июля 1942 назначен командующим войсками Воронежского фронта" Вот тут, пожалуй, можно Ватутину поставить "плюс": Воронежский фронт удержался, не дав немцам полностью лиувидировать фланговую угрозу 6 армии.Во что это вылилось позже - все знают.Справедливости ради отметим, что направление главного удара немцев все же было южнее. 4)"Во время Сталинградской битвы командовал войсками Юго-Западного фронта. Под командованием Ватутина войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с левым крылом Воронежского фронта в декабре 1942 провели операцию «Малый Сатурн» и нанесли поражение группировке противника на Среднем Дону. Эта операция стала примером организации сильного флангового удара в сочетании с рядом фронтальных" Ну, за "Малый Сатурн", понятно, тоже можно "плюсик" поставить.А вот за то, что случилось далее, под Харьковом - вполне можно поставить Ватутину жирный "минус": как известно, Ватутин, полагая, что немцы откатываются за Днепр, просмотрел возможность, которую немедленно использовал Манштейн.И, сосредоточив войска на флангах нанес два мощных фланговых удара, которые чудом не закончились катастрофой.Однако, Харьков Красная Армия оставила. 5)Курская дуга.За нее Ватутина тоже почему-то хвалят, хотя положение Воронежского фронта было спасено только за счет стратегических резервов: 5й танковой и 5й гвардейской армий.Своими силами Ватутин обойтись не смог. 6)Освобождение Киева.Это больше "политическая" победа, чем стратегическая, и участвовало там много народу, и положили немало. Сомнительно. 7)Корсунь-Шевченковская операция - сама по себе пллюс, конечно, но ... все-таки изрядное количество немцев смогло выйти из окружения, хотя и бросив тяжелое вооружение. Итог... ну, лучше, конечно, чем у многих и многих советских генералов и даже маршалов(тех же Буденного, Ворошилова, или, скажем, Козлова). Но на "икону", ИМХО, не тянет. Что скажете?

Ответов - 41, стр: 1 2 3 All

dinamik: mfdukn пишет: Но на "икону", ИМХО, не тянет. Что скажете? А про "икону" это вы сами и сказали. Что тут еще можно сказать? Обсуждать советских военначальников дело неблагодарное. Вон Конев и под Корсунем немцам всыпал, и Берлин брал, а в 41-м облажался по полной программе, говорят, если бы не Жуков, не сносить ему головы.

Глеб Бараев: Мало какой из немецких генералов получил столь основательное военное образование как Ватутин. И начинать нужно не с академий. Ватутин, став красноармейцем в 1920 году, был направлен на учебу в Полтавскую пехотную школу, по ее окончании командует отделением и взводом, прослужив в строю два года, направляется в Киевскую высшую объединенную военную школу, затем служит в строю в течение двух лет в должности командира роты, после чего направляется на учебу в Военную академию РККА. Заием два года штабной работы в войсках и вновь направление на учебу - на оперативный факультет Военной академии. По окончании - два года службы в высших штабах и новая учеба - во вновь образованной Академии Генштаба. Этот учебный цикл для Ватутина полноценным не был, поскольку в 1937 году по известным причинам возник ощутимый дефицит высших командиров штабов и Ватутин был отправлен в Киев, где продолжил прохождение службы, руководя крупнейшим из войсковых штабов РККА. mfdukn пишет: В 1940 Ватутин был назначен зам. начальника Генштаба вот это неверно: в 1940 году Ватутин был назначен начальником Оперативного управления Генштаба, тогда эта должность не была совмещена с должностью заместителя начальника Генштаба. А в феврале 1941 года Ватутин получил повышение. Его должность называлась "Первый Заместитель Начальика Генерального Штаба по оперативным и устройству тыла вопросам".

Antipode: Мало какой из немецких генералов получил столь основательное военное образование как Ватутин. Шутите? У большинства немецких генералов начала войны нормальное общее среднее, затем среднее военное ещё кайзеровских времён. Затем, по мере развития войны, конечно уровень упал -- но у высшего-то генералитета (к которому и относился Ватутин) этот уровень всё равно сохранился Да и мало просидеть много лет за партой -- потому что важнее ответ на "а кто учителя?"


mfdukn: 2dinamik: Ну да, слово "икона" я употребил, но не без оснований.Мне действительно не попадались критические замечания о Ватутине, хотя, ИМХО, временами он принимал явно авантюристичные решения, вызывавшие лишние потери в войсках.На той же Курской дуге Ватутин хотел преждевременно провести контрудар по наступающим частям Манштейна - ладно, ему не дали. Вот последний пример: сейчас по 365ТВ показывают долгоиграющий сериал "Вторая мировая: день за днем".В этом сериале, в общем-то, довольно критически отзываются о многих советских вреначальниках, но вот в 50й серии упомянули Ватутина - и опять "один из перспективнейших, талантливейших" etc. Хотя, как я уже сказал, смотря с кем сравнивать. 2Глеб Бараев: спасибо за уточнение, я просто не стал излагать "с азов".Да, среди наших военачальников такого образования, вероятно, ни у кого больше не было.Но, образование - это далеко не все.Буденный же окончил академию, а толку...

Глеб Бараев: Вы слишком хорошо думаете о высших немецких генералах. Майнштейн имел за плечами кадетский корпус и несколько месяцев академии, откуда его выпустили досрочно в связи с началом первой мировой войны. Роммель не имел никакого военного образования.

Петр Тон: Мне действительно не попадались критические замечания о ВатутинеА попадалась вам критика, например, решений и действий Черняховского? «О мёртвых или хорошо, или ничего». Мы и о живых-то (в свое время) товарищах-военачальниках узнали хоть что-то отрицательное только потому, что хрущевскую оттепель наше высшее воинство восприняло как возможность оплевывать конкурентов по карьерному росту. Ватутин, как и Черняховский, как и прочие погибшие на войне в бою генералы (но только - при условии множества свидетелей этой гибели), никому после войны не мешали. Команды сверху - «травить!» - как было, например, с Жуковым, по этим военачальникам не давалось... вот они и остались «хорошими»... Тем более вскоре и власть предержащие поняли, что хоть кого-то в этом гадюшнике надо иметь хорошим, чтобы народу изредка показывать: «Вот, смотрите, у нас есть и хорошие коммунисты-военные! Про которых никто плохого слова не сказал...» Власть пыталась искусственно таковыми сделать в свое время Тухачевского, Жукова, Василевского, Свечина... но - не получилось. Дерьмо на этих товарищей или от других их товарищей «вылезло». Или настолько много этого дерьма было, что и спрятать нельзя оказалось... А тут - самое то, что надо. И власть - хвалит. И «живые» полководцы - совсем не против были.

Antipode: У Манштейна командный опыт первой мировой войны (командир батальона что ли?), да и про Роммеля: среднее образование имел, и согласно официальной биографии с 1910 и по 1912 закончил офицерское училище в Данциге. Затем опять же первая мировая на командирской должности. Между войнами преподавал в академии и даже написал учебник. Так что Ватутин опять таки сравнения не выдерживает

Глеб Бараев: Antipode пишет: У Манштейна командный опыт первой мировой войны командній опыт далеко не всегда заменяет военно образование Antipode пишет: с 1910 и по 1912 закончил офицерское училище в Данциге в училище он как раз и не прижился и офицерское звание было присвоено непосредственно в полку. Antipode пишет: Между войнами преподавал в академии не в академии, а в военном училище и в гитлерюгенде Antipode пишет: написал учебник для швейцарской армии

Игорь Куртуков: Глеб Бараев пишет: в училище он как раз и не прижился и офицерское звание было присвоено непосредственно в полку. Офицеры кайзеровской армии и получали звание непосредственно в полку. Стандартный путь в офицеры (минуя кадетское училище) был таков: - прошение отца о зачислении сына в полк кандидатом в офицеры - обед с офицерами полка и (если удачно) рекомендация на прохождение кандидатского экзамена - кандидатский экзамен - двух-трёх месячная служба в полку, исполняя обязанности рядового (с постепенным подъёмом в "звании" от рядового до сержанта) - аттестация (Dienstzeugnis), с присвоением звания фенриха (в более ранние времена - портупей-фенриха) - восемь месяцев в военном училище (Kriegsschule) - офицерский экзамен - возвращение в полк - запрос в Берлин на получение офицерского сертификата годности (Reifezeugnis zum Offizier) - ожидание вакансии - реркомендация полкового командира, подтверждающая, что он и офицеры полка считают кандидата достойным (кандидатура голосовалась на офицерском собрании) - присвоение звания лейтенанта Если военное училище при определённых условиях можно было пропустить, то без рекомендации полковника и офицерского собрания офицерские звания не присваивались. Глеб Бараев пишет: не в академии, а в военном училище и в гитлерюгенде Была в его биографии и академия. Аккурат между Гитлерюгендом и Дрезденской пехотной школой. Впрочем, в Гитлерюгенде он был по совместительству, оставаясь преподавателем Потсдамской академии.

VIR: mfdukn пишет: но вот в 50й серии упомянули Ватутина Как?! Уже 50-ая появилась. А у меня вчера в архиве на 48-ой заканчивалось!

VIR: Глеб Бараев пишет: Майнштейн имел за плечами кадетский корпус и несколько месяцев академии, откуда его выпустили досрочно в связи с началом первой мировой войны. Исключения бывают. Академик Яков Борисович Зельдович и институтов не заканчивал. Не знаю, была ли у него хотя бы гимназия, а не какое-нибудь реальное училище

VIR: Игорь Куртуков пишет: обед с офицерами полка и (если удачно) рекомендация А что, в данном случае, удачно? Не перепутал какой вилкой что есть? Или пил но не напился?

Глеб Бараев: Пример Зельдовича не означает, что академиков следует набирать из не заканчивавших институт:-)

Глеб Бараев: Игорь Куртуков пишет: Офицеры кайзеровской армии и получали звание непосредственно в полку Это совершенно верно, но к Роммелю отношения не имеет. Будучи послан в военное училище, он вернулся в полк досрочно. Т.е. с военным образованием у него проблематично. А рекомендации для получения звания лейтенанта у него, конечно же, были. Игорь Куртуков пишет: Была в его биографии и академия. Аккурат между Гитлерюгендом и Дрезденской пехотной школой Если именно в такой последовательности - то вряд ли. В Дрезденской пехотной школе он служил с 1929 по 1933 год, а во времена гитлерюгенда - в Винер-Нойштадте.

Antipode: "не заканчивал" не означает "не обучался". К слову Вы правы про институты: в случае Зельдовича это был не институт, это был "университет"

Antipode: Это совершенно верно, но к Роммелю отношения не имеет. Будучи послан в военное училище, он вернулся в полк досрочно. Т.е. с военным образованием у него проблематично. Ничего подобного -- из школы он был выпушен должным образом (graduated). Если именно в такой последовательности - то вряд ли. В Дрезденской пехотной школе он служил с 1929 по 1933 год, а во времена гитлерюгенда - в Винер-Нойштадте. After the war, Rommel held battalion commands and was an instructor at the Dresden Infantry School from 1929 to 1933 and the Potsdam War Academy from 1935 to 1938.

dinamik: mfdukn пишет: Мне действительно не попадались критические замечания о Ватутине, хотя, ИМХО, временами он принимал явно авантюристичные решения Почитайте Штеменко. Он там пишет, что Ватутин облажался под Харьковом зимой 43-го. Прям открытым текстом пишет.

dinamik: Почему к лету 44-го они стали проигрывать генералам советской армии? Или генералы советской армии стали мудрее или немцы сильно сдали? И заметьте, репрессий среди немецких генералов и массовой сдачи в плен, как это было в РККА, у немецких генералов почти не было. Ну эпизод с покушением на гитлера мы не рассматриваем, хотя даже Ромель от него пострадал. Куда девалось все мастерство и опыт хваленого немекцого генералитета в 44-45гг.?

mfdukn: 2dinamik: Я в курсе, что "Ватутин облажался под Харьковом зимой 43-го", меня как раз удивляет, что несмотря на это он "один из лучших, перспективный, талантливый..." etc. А ваш вопрос "Куда девалось все мастерство и опыт хваленого немекцого генералитета в 44-45гг.?" вполне тянет на новую тему :) 2Петр Тон: Ваша версия многое объясняет, так что, вполне возможно, вы правы.

Antipode: но вот в 50й серии упомянули Ватутина - и опять "один из перспективнейших, талантливейших" etc. Ну так Вам же правильно сказали: Катутин черезвычайно "удобно" и главное вовремя погиб, причём погиб в бою. Очень удобно для канонизации. К слову, сравните и с Чапаевым -- мёртвые вообще много лучше подходят для того что бы с них плакаты и иконы писать

dinamik: mfdukn пишет: он "один из лучших, перспективный, талантливый..." etc. Если почитать немецкого летописца Карела Пауля, то он вообще самым лучшим нашим генералом считает Еременко. А спросите у наших спецов, какого они мнения о Еременко? ИМХО, не все в той войне зависело от мастерства и опыта генералов. Чтобы принять некоторые правильные решения, нужно было еще и значительным мужеством обладать. Например, чтобы оттянуть начало наступления, дабы лучше подготовиться. Или настоять на своем перед САМИМ, как Рокоссовский во время обсуждения Багратиона. Немецким генералам прощалось в ту войну почти все кроме поражения. Да и поражения тоже прощались. Никого вроде за них не расстреляли. Нашим было тяжелее...

Глеб Бараев: Для того, чтобы быть выпущенным должным образом, требовалось сдать офицерский экзамен. Чего не произошло. С 1935 по 1928 год Роммель служил в военном училище в Винер-Нойштадте и с поста начальника этого училища ушел командовать охраной Гитлера во время Судетского кризиса.

Antipode: After the war, Rommel held battalion commands and was an instructor at the Dresden Infantry School from 1929 to 1933 and the Potsdam War Academy from 1935 to 1938. In 1938, Rommel, now a colonel, was appointed commandant of the War Academy at Wiener Neustadt (Theresian Military Academy). Rommel was removed after a short time however, to take command of Adolf Hitler's personal protection battalion (FührerBegleitbataillon), assigned to protect him in the special railway train (Führersonderzug) used during his visits to occupied Czechoslovakia and Memel. То есть это четыре разных должности

Глеб Бараев: Так можно долго спорить, опираясь на различные варианты биографии Ромммеля. Но осноной вопрос в нашей теме - сравнение образовательного уровня с Ватутиным. Очевидно, что образование Ватутин получил лучшее, нежели Роммель.

Antipode: По количеству лет обучения? Да, Вы правы. Впрочим не ясно было ли у Ватутина хотя бы нормальное среднее образование (не секрет что в академии приходилось ликвидировать и общую неграмотность заодно). Но самое главное: ни Ватутин ни Роммель не среднестатистические генералы "в своём классе"

Игорь Куртуков: Глеб Бараев пишет: Для того, чтобы быть выпущенным должным образом, требовалось сдать офицерский экзамен. Чего не произошло. Если бы этого не произошло, Роммель бы дослуживал в полку фенрихом, потому как несдавшим офицерский экзамен звание не присваивалось. Так как нам известно, что лейтенанта он таки получил, то значит экзамен был сдан.

Игорь Куртуков: Глеб Бараев пишет: Очевидно, что образование Ватутин получил лучшее, нежели Роммель. Несомненно. С небольшим уточнением - военное образование Ватутуин получил лучшее, чем Роммель. Про базовое (среднее) образование такого сказать нельзя.

Игорь Куртуков: VIR пишет: А что, в данном случае, удачно? Не перепутал какой вилкой что есть? Или пил но не напился? "Удачно" означает, что офицеры согласны считать новенького "членом клуба". Офицерский корпус в кайзеровское время был довольно кастовым институтом, туда старались брать "своих", т.е. тех кто отвечал групповым стандартам поведения. Надеюсь вы не хотите, чтобы я все эти стандарты тут перечислил?

Antipode: Надеюсь вы не хотите, чтобы я все эти стандарты тут перечислил? Отчего ж, как раз хотелось бы

Игорь Куртуков: Antipode пишет: Отчего ж, как раз хотелось бы Мои познания не столь глубоки. Могу только сказать, что на умение обращаться с ножом и вилкой действительно обращали внимание.

VIR: Глеб Бараев пишет: Очевидно, что образование Ватутин получил лучшее, нежели Роммель. Это еще не очевидно. Надо сравнивать программы, преподавателей, и уровень требований предъявляемых к учащимся.

VIR: Игорь Куртуков пишет: Надеюсь вы не хотите, чтобы я все эти стандарты тут перечислил? Конечно, нет. Я примерно так и понял, и вопрос был скорей риторический

Глеб Бараев: экзамен был сдан, но это не было связано с обучением в училище.

Глеб Бараев: Это надо сравнивать, если учебные заведения однородны. Но ведь Роммель по академической программе ни одного дня не занимался.

Глеб Бараев: а о базовом образовании речь и не шла

Глеб Бараев: Ко времени выхода в свет работ П.Карела только Еременко из высших советских генералов издал свои мемуары.

Antipode: Ну так в академиях приходилось ликвидировать ведь и отсутствие оного тоже

VIR: Глеб Бараев пишет: Это надо сравнивать, если учебные заведения однородны В целом это правильно. Но когда речь идет о советском военном заведении, мне кажется, надо проявить дополнительную осторожность

Глеб Бараев: Тот факт, что в советских военных академиях того периода восполнялись недостатки общего образования, не противоречит тому факту, что в тех же академиях давалось высшее военное образование.

VIR: Глеб Бараев пишет: восполнялись недостатки общего образования, не противоречит тому факту, что в тех же академиях давалось высшее военное образование. Вот поэтому и есть сомнения в качестве образования. Трудно себе представить что за то же время можно хорошо сделать и то и другое

Глеб Бараев: А почему Вы думаете, что за то же время? Слушатели с недостаточным общим образованием занимались на год-два больше, сначала на подготовительных курсах, а затем - на основных. Объем и часы академической программы не сокращались для изучения общеобразовательных дисциплин.



полная версия страницы